Основные проблемы в конструкторском отделе | SOLIDWORKS

Для успешного решения задачи или проблемы необходимо их переформулировать. Т. е. разобраться в имеющемся положении дел, задать новые вопросы и определить проблему по-новому. По мнению Эйнштейна, нельзя решить задачу тем же путем, который привел к ее возникновению.

Какие же основные проблемы можно выделить в функционировании конструкторских бюро, отделов на предприятии? Студия Vertex основываясь на многолетнем опыте общения с действующими инженерами и руководителями выделила следующий перечень проблем.

Если после прочтения статьи не нашли именно вашу проблему, то не спешите закидывать гнилыми помидорами. В комментариях ниже статьи укажите то, что свойственно именно вам и/или вашему предприятию. Уверены, что совместными усилиями нам удастся охватить максимальное количество проблем встречающихся в этой профессиональной деятельности.

Основные проблемы в конструкторском отделе | SOLIDWORKS

Низкая или недостаточная квалификация сотрудников отдела

На самом деле это достаточно глубокая проблема. Корнями она уходит в существующий экономический уклад общества и государства как как надстройку над обществом. Действующие предприятия и компания находятся в жесткой конкуренции с другими субъектами экономической деятельности.

Любой руководитель и рад бы нанять лучшего сотрудника с рынка труда, но он ограничен суммами, которые предприятие готово выделять на это. Основная цель любого предприятия или компании – это получение прибыли. Из дохода (выручки) предприятия уже исходят все остальные расходы. Мы не будем перечислять их все, но это и фонд оплаты труда (включая премирование), и постоянные расходы, и закупка сырья и т.п. Собственнику предприятия приходится все время балансировать между существующими доходами и расходами для максимизации прибыли. В то же время необходимо вести конкурентную борьбу всеми доступными методами.

Сложившаяся квалификация сотрудников это то состояние, которое на данный момент времени позволяет предприятию получать прибыль и вести конкурентную борьбу. Это внешний фактор. Он обусловлен интегральным состоянием рынка и сложившейся экономической ситуацией.

Есть еще и внутреннее положение дел на предприятии. Вознаграждение и условия труда соответствуют среднему состоянию в отрасли. А квалификации и личностные качества сотрудников не дотягивают до средних. Это действительно проблема, требующая решения.

Необоснованные потери времени при взаимодействиях внутри коллектива

Нехватка времени – это глобальная проблема современности. Она не обошла стороной и инженеров. Причиной этому есть упомянутые выше причины, когда на сотрудников возложено слишком много одновременных задач.

Но есть и второй фактор. Это неважные дела с управлением временем. В современных компаниях это называется тайм-менеджмент (time management).

Часть предприятий и компаний не используют системы управления взаимоотношениями (ERM или enterprise relationship management). В всех этих системах по умолчанию есть инструменты минимизирующие потери времени.

Большое количество одновременных проектов

Сложно сказать, кто или что приводит к такой проблеме. И здесь мы говорим именно о загрузке одного сотрудника большим количеством одновременных задач. Инженерная деятельность, конструирование и моделирование требуют глубокого погружения в процесс.

Чтобы успешно и результативно выполнять задачи поставленные перед инженером-конструктором, надо хорошо знать физику, математику, теоретическую механику, сопромат, детали машин, теорию машин и механизмов, металловедение, гидравлику, электротехнику и обладать специальными знаниями в некоторых областях науки и техники.

Физиологически человеческий мозг и его префронтальная кора устроена так, что людям очень трудно быстро переключаться между различными задачами. Это требует колоссального количества усилий и жизненной энергии. Это стоит учитывать при планировании задач для сотрудников.

Неэффективное взаимодействие внутри отдела или компании

Большие предприятия с многолетней историей обладают эффектом “министерства”. Он выражен в устоявшейся бюрократизации всех внутренних процессов. В том числе процессов конструирования и разработки. Такие предприятия могут даже иметь должностные инструкции. Но они могут быть устаревшими и сыграть злую шутку в критические моменты мобилизации всех ресурсов предприятия для быстрого решения поставленных задач. Например когда, заказчик уже перед испытанием изделия или механизма изменил ТЗ и конструкторам необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в уже готовые сборки. Может включиться режим “итальянской забастовки” и сотрудники будут в точности выполнять все инструкции, в том числе и свои должностные. В таком случае видим ситуацию, говорящую нам о том что предприятие не обладает гибкостью.

Однако есть и обратная сторона медали в этой проблеме. На современных и особенно малых предприятиях по факту существует излишняя горизонтальная организация взаимодействия между сотрудниками. Без особых четких разделений не только обязанностей, но и прав. Мы не говорим про стартапы, где это необходимо для быстрого процесса разработки и преобразования в компанию. Но в уже существующих компаниях неэффективное взаимодействие является “детской болезнью”. И чем быстрее компания переболеет этим, тем быстрее отразиться на общем уровне функционирования бизнеса.

Отдельно стоит отметить взаимодействия при разработке технического задания. Считается, что эта работа зачастую более высокого уровня, чем просто конструирование. Чтобы разработать ТЗ потребуется изучить множество аналогов и быть настоящим профессионалом. Коммуникативные способности сотрудника отвечающего за разработку ТЗ тоже очень важны, особенно при взаимодействии с внешними заказчиками.

В некоторых предприятиях и компаниях отсутствуют штатные единицы, к которым многие привыкли ранее. Такие как нормоконтролер или технолог. Их функции зачастую выполняют конструктора.

Боязнь новизны

Только легкая новизна у людей вызывает положительные эмоции. Инженеры – это люди совершенного разного возраста. Они по разному реагируют на внедрение прогрессивных методов конструирования, моделирования и проектирование. Автоматизация некоторых аспектов работы конструкторов вызывает неприятие, т.к. люди уже привыкли выполнять задачи своими методами. Сложно изменить что-то в своей повседневной деятельности, даже понимаю что внедрение новых практик сулит существенной экономией времени и последующим упрощением рутинных задач. Например, фотореалистичные визуализации и анимации.

Эту проблему обоюдно разделяют между собой как руководители, так и сотрудники. Но по нашему мнению, на плечах руководителя большая ответственность за внедрение изменений.

Отсутствие синхронизации в использовании SOLIDWORKS

Эта проблема является следствием разного уровня владения этой САПР. На предприятия в разные годы приходили сотрудники. которые привнесли с собой свои навыки и практики использования SOLIDWORKS. Но это еще полбеды. С собой они принесли различные методологии конструирования. Как мы понимаем, есть методология конструирования, заложенная авторами этой САПР – SolidWorks Corporation, дочерней компанией Dassault Systèmes. Степень понимания и владения этой методологии каждым отдельным сотрудником – величина неизвестная.

Мы уже не говорим о приземленных вещах, таких как оформление чертежей.

Предприятия могут иметь собственное представление о методах и стандартах конструирования. Но чего уж греха таить, у многих они носят гордое наименование – “интуитивные”.

Дополнение к статье

В цитате приводим субъективное мнение инженера-конструктора, который уже не первый год занимается конструированием на действующем предприятии.

Поговорим о трудностях, с которыми сталкивается инженер на предприятии, первым, и наверное, самым часто встречающимся, исходя из моей практики является тотальное отсутствие единых стандартов оформления чертежей, единых норм для проектирования деталей и, как следствие, отсутствие заранее подготовленных шаблонов для создания типовых изделий, которые часто будут встречаться в повседневной работе.

Тут под «стандартом оформления чертежей» имею в виду утвержденный внутри конструкторского отдела вид шифров чертежа, выносок, и способы проставления размерных цепочек. Данный момент крайне важен для более быстрого понимания конструкторской документации сотрудниками отдела. Часто встречается отсутствие размеров непосредственно в трехмерной модели, что низводит систему автоматического проектирования до состояния электронного кульмана.

Описанная выше ситуация, автоматически тянет на себя ряд других, более обширных проблем:
1) потерю времени на понимание чужих моделей и чертежей при необходимости роботы коллективно над одним проектом, а это случается постоянно. Так-как работа с разделением задач, априори, намного эффективнее. Однако, при отсутствии предварительных договоренностей и правил разработки довольно большая часть времени будет уходит на наладку взаимодействия между сотрудниками.
2) приводит к дополнительным затратам времени на налаживание взаимодействия, чего можно было-бы избежать заранее, обговорив ряд требований к выпускаемой документации.

Кроме того, отсутствие этих требований может значительно усложнить работу с конструкторской документацией в других отделах предприятия или на производстве.
На молодых предприятиях, а на предприятиях у которых произошел быстрый рост штата сотрудников конструкторского отдела есть огромная проблема в перестроения структуры отдела. Необходимость в этом возникает при большом количестве проектов, разрабатываемых отделом или конструкторским бюро одновременно и параллельно. В активно растущем предприятии, единственный конструктор разрабатывает одновременно несколько проектов. Довольно трудно переключатся в течении рабочего дня с одной задачи на другую.

Бывает и такое что при переходе на новую систему автоматического проектирования руководитель отдела сталкивается с категорическим неприятием новой САПР. Непониманием принципов работы и нежеланием разбираться в новом программном обеспечении, несмотря на видимые преимущества оного. Из-за этого, довольно часто происходят ситуации, когда часть сотрудников работают в одной САПР, а часть в другой. Такой вариант не ускоряет работу отдела или бюро.

Стоит заметить, что ситуация с неприятием нового программного обеспечения (в частности SOLIDWORKS) может быть обусловлена недостаточном уровнем знаний и навыком для работы в данной среде проектирования. С одной стороны, переход на новое ПО обычно обоснован потребностями производства, однако часть сотрудником может быть неготовая к переходу на новую САПР. А предоставить обучение (или время на самостоятельное обучение) руководство не имеет возможности, а иногда и понимания для чего это, собственно нужно.

Говоря о руководстве, стоит упомянуть, что при быстром росте штата конструкторов часто возникает проблема каким именно образом руководить новым отделом. С одной стороны, данная проблема кажется незначительной, но на самом деле она достаточно важная и происходит, довольно часто.
Подводя итог, хочу отметить что перечисленные трудности являются наиболее распространенными, хотя и не единственными. Решение-же их, обычно лежит на поверхности, но в условиях стресса и высокой рабочей нагрузки, является неочевидной. Что, опять-же ведет к дополнительным затратам времени и падению эффективности работы отдела.

Оцени материал:

Звезд: 1Звезд: 2Звезд: 3Звезд: 4Звезд: 5 (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Не забудь скачать:

БЕСПЛАТНО!

Устали собирать информацию по работе в Solidworks по частям?

Скачайте бесплатно наш флагманский самоучитель по этой программе.

Формат: pdf Количество страниц: 277 Язык: русский

Скачать книгу!

Поделись с друзьями

Комментарии (4)

  • Аркадий Ответить

    Прочитал статью.
    Первое впечатление – это прописные истины для руководителей конструкторских подразделений, работающих на посту год и более. Особенно в среде ЧП.
    И для чего это, если не предложены пути решений проблем?
    Интересно было бы услышать Ваше мнение о нормировании конструкторских разработок, несмотря на то, что немало известных конструкторов страны и мира высказывались на эту тему.
    С уважением.

    в
  • Александр Ответить

    Об особенностях управления конструкторского отдела.
    Конструктора и технологи это подлинные инженерные специальности, требующие специального образования и опыта работы. Эти специалисты имеют полное право называться инженерами
    Обязанности руководителя конструкторского подразделения кардинально зависят от того какое место оно (подразделения) занимает в общей системе предприятия. Это может быть технический отдел, в состав которого входят конструктора и технологи. Конструкторский отдел, в составе которого работают только конструктора. Еще бывает отдел главного конструктора, в котором руководитель (главный конструктор) выполняет не только функции управления конструкторской работой. Такой руководитель участвует еще и в разработке стратегии развития предприятия.
    Деятельность конструкторского подразделения характеризуется текущей и перспективной работой. Текущая работа плохо поддается планированию, потому что это зависит от заказчиков. Так такая работа подразумевает применение уже разработанной КД, то ее выполняют молодые и малоопытные конструктора.
    К плановой работе относятся все новые и перспективные работы. Такие, как новые модификации уже выпускаемой продукции, а также совершенно новая продукция. Процесс разработки новой продукции называется НИОКР – научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В постсоветское время НИОКР является большой редкостью, т.к. требуют значительных средств и времени. Предприятий машиностроения, занимающихся научно-исследовательскими работами практически не осталось, за редким исключением.
    .
    Для стабильной работы конструкторского отдела обязательным условием является планирование. В этом отношении, руководитель конструкторского подразделения находится в сложном положении, т.к. планирование зачастую входит в противоречие с авторитарными методами управления современного руководства и владельцев предприятия. И очень хорошо, если такой план удается разработать и утвердить.
    В условиях рыночной экономики предприятие ориентируется на получение максимальной прибыли нередко в ущерб качеству и технике безопасности (ТБ). Конструктору надо всегда помнить, что его подпись на чертеже является важной и юридически ответственной. Конструктор несет полную ответственность за работоспособность и безопасность своей разработки.
    Если в результате изготовления и эксплуатации изделия выполненного по чертежу произошла авария или травма с последствиями, то ответственность несет в первую очередь конструктор. Поэтому, любое задание руководства необходимо проверять на соответствие обязательным нормам конструирования и проектирования. Какие это нормы? Это требования к технике безопасности при выполнении различных работ и пожарной безопасности. Различные нормы проектирования зданий и сооружений, цехов и участков. Требования к расположению оборудования и др.
    Приведу пример из своей практики. Руководитель предприятия (экономист), в устной форме, приказывает конструктору спроектировать траверзу для опрокидывания индукционной печи с целью слива расплавленного металла. Конструктор, изучив задание и варианты его исполнения, докладывает руководителю, что траверзу применять вообще нельзя. Применение такого варианта опрокидывания печи не исключает опасности разбрызгивания расплавленного металла в окружающее пространство.
    Конструктор предлагает свой вариант, но получает обвинение в непрофессионализме и низкой квалификации. Руководитель предприятия проявляет настойчивость, ищет исполнителя на стороне и находит. Но подрядчик очень грамотный и просит выдать ТЗ на проектирование траверзы. Естественно конструктор снова отказывается. Получает устный выговор на техническом совещании в присутствии всех руководителей подразделений.
    В результате, в течении месяца эту печь вообще демонтировали, так ни разу не расплавив в ней металл.
    Таких случаев можно привести множество. Особенно требовательны современные руководители ко времени разработки КД. Всем надо очень быстро.
    Выводы. Современный руководитель конструкторского подразделения должен быть грамотным, стрессоустойчивым и коммуникабельным. Постоянно учиться и работать на компьютере чтобы не потерять навыки и квалификацию.

    Низкая или недостаточная квалификация сотрудников отдела.
    Такая проблема была всегда. Боролись с ней тоже всегда. Повышение квалификации это медленный и многолетний процесс. Необходим свободный доступ к информации (интернет), возможность посещения профильных выставок, в т.ч. и за рубежом. Наличие технической литературы и каталогов на электронных носителях. Немаловажна также творческая атмосфера на предприятии и в подразделении. А кто сейчас заинтересован в создании такой атмосферы? Учиться нужно всегда. Есть поговорка, что бывших врачей (полицейских и др.) не бывает. Так вот бывших конструкторов тоже не бывает. Конструктор всегда останется конструктором и даже на пенсии всегда найдет себе «работу». Все зависит от него самого.
    Необоснованные потери времени при взаимодействиях внутри коллектива
    Потери неизбежны, но необходимо стремиться к их уменьшению. Это задача руководителя при организации работ (планирование). Необходимо отметить, что четкой формулировки «потери времени» при конструировании (проектировании) я не встречал. Вам всегда могут бездоказательно сказать, что вы работаете медленно. Раньше были нормы времени на проектирование, а сейчас про это что-то не слышно. Так вот эти нормы были нормальные и я их всегда перевыполнял. Меня иногда обвиняли в том, что я медленно работаю, понятно что это были обыкновенные придирки. Я спрашивал руководителя – почему он так утверждает? Мне приводят в пример работу конструктора на «удаленном рабочем месте». Да он действительно быстро все сделал и сдал нам в отдел работу на проверку. Мы нашли много ошибок и возвратили работу для исправления. Чудес не бывает.
    Показываю руководству свой «дневник рабочего времени», где четко за все месяцы указано сколько выпущено форматов.
    Сейчас я работаю «на себя». Проектирую и изготавливаю нестандартное технологическое оборудование для собственных нужд. Все для меня новое. Иногда приходится несколько раз переделывать. Очень много времени уходит на изучение аналогов и прототипов, благо интернет нам в помощь. Времени потрачено немерянно, зато результат радует. Понятие нормы времени исчезло совсем. Как результат моя разработка сделанная практически без ошибок быстро изготавливается и эксплуатируется.
    Большое количество одновременных проектов.
    Такое бывает и довольно часто. К этому приводит желание руководства «объять необъятное». Руководитель подразделения тем более обязан вести план работ, который утверждает его куратор, например главный инженер. Наличие плана позволит ему снизить нагрузку на коллектив. На требование быстро спроектировать новую КД , он всегда может спросить – какую работу, включенную в план, ему следует отложить. У руководства компании есть мощный инструмент решения таких проблем. Если надо разработать больше проектов, чем предусмотрено штатным расписанием, то всегда можно привлечь ОЧЕНЬ опытных конструкторов на «удаленное рабочее место». Но этот способ, в нашей стране, используется очень редко. Почему-то? Использование такого способа позволит «держать в тонусе» своих конструкторов, показывая им «супер-класс» работы выполненной на стороне. Мощный инструмент!
    Одновременное наличие нескольких проектов не столь «страшно». Все они могут находится в различной стадии исполнения. По одному проекту конструктор только изучает прототипы, в другом прорабатываются узлы и детали, в третьем уже общий вид как готовый чертеж. Важно как к этому относится руководство компании. Если они дают вам возможность работать как у вас получается, тогда с ними можно иметь дело. А если вас все время «шпыняют» и делают виноватым, вам стоит поискать новую работу.
    Неэффективное взаимодействие внутри отдела или компании.
    Противоречия внутри компании это бич не только современного производства. Нездоровая конкуренция, борьба за место поближе к вознаграждению, «телефонное право», кумовство и родственные связи. Все это было, есть, и будет всегда. Многие работники приходят на работу чтобы «вступать в отношения», т.е. они приносят свою обычную гражданскую жизнь в производство. А на работе надо «работать». За это несет ответственность топ-менеджмент компании. Причем никакие компьютерные системы управления ему не помогут. Здесь все решает личный пример и контакт. Наш менеджмент функционирует пока в конце первого и начале второго поколения собственников. Еще не научились, как следует управлять и мотивация еще достаточно слаба. А управление это большое искусство! Но мотивация постепенно проявляется. Стоимость рабочей силы и ее рост (что сейчас и происходит) будет являться мощным стимулом к повышению качества управления. Тогда и исчезнет неэффективное управление, не совсем конечно, но в значительной степени.
    Боязнь новизны.
    Я бы сформулировал это так – боязнь новизны и ответственности. Чувством новизны обладают не болем чем 3-5% специалистов в любой области. Примерно 20% населения может работать самостоятельно. 65% будут работать при условии создания всех необходимых условий (чертеж, заготовка, станок). Очень хорошим сочетанием является обладание чувством новизны и способность к достижению цели. Эти специалисты на «вес золота». Уверен, что этому можно научиться, было бы у кого!
    Отсутствие синхронизации в использовании SOLIDWORKS
    Синхронизация в использовании SOLIDWORKS очень важна на современных предприятиях, активно использующих станки с ЧПУ. Разработанный конструктором файл детали (изделия) может быть «мгновенно» использован для разработки программы для станка ЧПУ. Причем передача файла может осуществляться без искажения на любое расстояние. На предприятиях с архаическим оборудованием использование современных конструкторских программ также важно, но далее бумажного носителя дело не идет.
    Также важно наличие устойчивой синхронизации при взаимоотношениях с заказчиком.

    в
    • Дмитрий Зиновьев Ответить

      Александр, спасибо за развернутый ответ.

      в
  • Руслан Ответить

    Одним из этапов будущего развития ЕСП видится частичный или полный переход на безбумажную процедуру согласования документации с заказчиком и отделом НК при помощи средств Design Review (ранее DWF Composer). Передача файлов будет осуществляться в формате DWF. Необходимо отметить, что процесс разработки документации оказался самым трудным. Тем не менее все осознавали важность этой работы и стремились всячески помочь в разработке инструкций и регламентов.

    в

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *